География драконов

 

Восточные драконы

Драконы упоминаются в преданиях разных народов, и у каждого народа свои представления о них. Но, обобщив все эти представления, можно сказать, что основные различия описаны в восточной и западной мифологии.

Восточный драконДраконы были неотъемлемой частью культуры Китая, Кореи и Японии, где легенды о драконах восходят к 5000 до нашей эры. В Японии изображения драконов украшают храмы Буддистов и фонтаны для омовения перед поклонением.

На Востоке вера в драконов сильна и по сей день. В наибольшей степени это относится к Китаю и Тибету, где Драконы считаются мудрыми существами, обладающими магией и тайным знанием. Они чародеи. Они гипнотизируют птицу своим взглядом, и даже сам человек очень часто не может противостоять их очаровывающему влиянию...

Буддисты утверждают, что в их многих концентрических морях драконов не меньше, чем рыб; где-то во вселенной есть священное число, точно определяющее их количество. Китайский народ верит в дракона больше, чем в другие божества, так как сплошь да рядом видит их в меняющих форму облаках. Также Шекспир заметил, что бывают облака, похожие на дракона (“Some times we see a cloud that's dragonish”).

...ритуал в экзотерическом культе... Божества [Гуань-Ши-Инь - Великого дракона мудрости] был основан на магии. Все Мантры взяты из особых книг, хранящихся священнослужителями в тайне; и каждая из них производит, как это утверждается, магическое действие... (Е.Блаватская, Тайная доктрина).

Представления о драконах тесно связаны с погодой и урожаем. Большинство драконов покровительствуют какому-нибудь определенному природному явлению. Чаще всего восточных драконов относят к положительным или нейтральным силам, но, наравне с добрыми, существуют и злые драконы, губящие урожай и насылающие болезни. Обычно такое случается, когда смертный человек наносит дракону оскорбление. И тогда месть разгневанного дракона будет ужасна. Существует легенда, что одно из самых катастрофических наводнений в Азии было вызвано разгневанным драконом. И все же чаще всего люди относятся к драконам как к защитникам. В Гонконге существует легенда, что город охраняют девять драконов, живущих в водах Коулуна.

 

Китайские драконы

Дракон. Орнамент на ткани (Китай, XVII в.) Китайцы, одна из наиболее древних народностей... сделали из змия эмблему своих Императоров, которые являются таким образом выродившимися преемниками Змиев ... Трон Императора называется Местопребыванием Дракона, лицо императора - Лицом Дракона, его одежды вышиты изображениями драконов. Когда надо было оповестить о кончине императора, говорили, что он улетел на небо верхом на драконе. Количество драконов на парчовых одеждах генералов в Древнем Китае было точно регламентировано, и девять драконов могло быть только на императорском одеянии.

Западный дракон, в лучшем случае, страшен, в худшем - смешон; напротив, "лунь" китайских легенд наделен божественным достоинством и подобен ангелу, который вместе с тем лев. Так, в "Исторических хрониках" Сыма Цяня читаем, что Конфуций однажды пришел за советом к архивариусу или библиотекарю Лао Цзе и после встречи с ним заявил:

"Птицы летают, рыбы плавают, животные бегают. Бегающего можно поймать в западню, плавающего - сетью, а летающего - стрелой. Но как быть с драконом? Я не знаю, как он мчится верхом на ветре и как взмывает в небо. Нынче я видел Лао Цзе и могу сказать, что видел дракона ".

Афоризмы в древнейших книгах Китая, кроме того, ясно говорят, что Дракон есть человеческое, хотя и божественное Существо. Говоря о Желтом Драконе как о главе прочих, Дуань-инту говорит: Мудрость Его и добродетель неизмеримы... он проходит одиноким и не живет в скопищах (он аскет)... Он странствует в местах диких за пределами небес. Он приходит и уходит, выполняя указ; в надлежащие времена, если существует совершенство, он выявляется, если нет, он остается (невидимым)

Дворец Династии Tang

Китайский дракон является центральной фигурой, олицетворяющей как зло, так и добро в баснях и легендах.

Со времен династии Хань (206 до н.э.- 220 н. э.) зеленовато-голубой дракон (Лун) считается символом императора, покровителем пятого знака китайского зодиака и символом Востока, восхода Солнца и весеннего дождя, напротив, белый дракон правит Западом и смертью.

Этот дворец династии Tang (618-906 гг.) был построен так, чтобы отражаться в воде, и охраняется драконом.

На многих картинах и барельефах драконы изображаются вместе с Фениксом, что символизирует длинную жизнь и процветание. Изображение, на котором присутствуют драконы и тигры, символизирует небо и землю, или Инь (женское начало) и Ян (мужское начало).

Свирепые золотые драконы охраняют вход Ворот Меридиана в Запрещенном Городе в Пекине

Свирепые золотые драконы охраняют вход Ворот Меридиана в Запрещенном Городе в центре Beijing (Beijing, в переводе на русский, - это Пекин. Просто уже давно люди во всем мире называют столицу Китая так, как ее называют сами китайцы Бейджин, и только японцы и русские помнят его древнее название - Пекин). Построенный между 1407 и 1421, Запрещенный Город был центром Китайской имперской мощи в течение более 500 лет. Сегодня он открыт публике как Дворцовый Музей, который содержит великолепную коллекцию Китайского искусства.

Простота разработки, спокойствие композиции, небольшое количество приглушенных и гармоничных цветов и символические мотивы характеризуют Китайские ковры. Самые ранние сохранившиеся примеры датируютсявременем последней династии Ming, серединой 17-го столетия; они украшены простыми геометрическими орнаментами, центральный мотив чаще всего - с драконом.

Мотивы с драконами встречаются не только в Китае. Армянский ковер с драконом, объединявший древний мотив дракона с персидскими цветами, был сделан в течение 15-ого и 16-ого столетий и был гораздо больше пышным, чем наиболее известные и более простые Кавказские ковры.

Четыре духа-опекуна охраняют четыре направления, четыре стороны света. Их изображения в виде фресок часто находят при раскопках в старых могилах в Китае и Корее. Синий дракон охраняет восток, Белые тигры - запад, Красная птица - юг, Черная черепаха - север. Четыре духа-опекуна на стенах склепа Takamatsuzuka, вместе со звездами, солнцем и луной, символизируют вселенную, а похороненный человек как бы находится в ее центре.

Восточные драконы обычно изображаются с жемчужиной во рту, висящей на шее, либо же в когтях. Очевидно, в ней сила Дракона, жемчужина является источником энергии дракона, а также помогает дракону подниматься в небо. Если отнять у дракона его жемчужину, то он безвреден. Жареные ласточки являются любимым лакомством восточного дракона.

Драконы, как говорят, боятся листьев плюща, шелковой нити, окрашенной в пять цветов, воска, железа и многоножек.

Драконы могли одаривать способностью предсказывать будущее, и они могли уговаривать рыбу, чтобы она танцевала для людей.

Драконы могли вызвать дождь для проведения определенных церемоний.

Строение тела у Восточных и Западных драконов имеет существенные отличия.

В Китае общее имя драконов - Лун...

Тин-Лун (Tien-Lung)
Фрагмент стены Пекинского дворца Небесные Драконы - защитники богов и Императора. Они живут на вершинах гор и никогда не участвуют в битвах. Обычно они бывают желтого цвета с огромной, золотистой гривой. Тин-Лун является символом власти и могущества. Считается, что изображение небесного дракона на одежде приносит счастье. В древности только император имел право носить одежду с изображением 9 пятипалых драконов Тин-Лун. Такие же драконы изображались и на других вещах, принадлежащих императору. Нарушение этого закона каралось смертью.
Фу-Тсан-Лун (Fut's-Lung)
Драконы богатства и подземного мира, хранители ценных ископаемых и металлов. Они собирают их под землей повсюду. У каждого из таких драконов имелась огромная жемчужина, способная преумножить все, к чему ни прикоснется. Жемчужина эта символизировала еще одно сокрытое от глаз сокровище - мудрость. Если такого дракона разозлить или взять слишком много из его сокровищ, то он может пробудить вулканы или вызвать землетрясение.
Шен-Лун (Shen-Lung)
Носившиеся в небе, переменчивой голубой масти божественные драконы управляли ветром, тучами и дождем, от которых всегда зависела жизнь на земле. У них нет крыльев, а сами они похожи на огромных змей с красными и голубыми полосами. Хотя Священный Дракон и считается добрым драконом, те, кто посмеет потревожить его, пожалеют об этом. Ярость его может воплотиться в наводнения, тайфуны или засухи.
"Земля соединяется с драконом " - так обычно говорят о дожде. В VI веке Чжань Цынью изобразил в стенной росписи четырех драконов. Зрители стали его осуждать за то, что он сделал их безглазыми. Чанг, осердясь, взялся снова за кисть и дорисовал две из этих извивающихся фигур. И тогда "грянули громы и молнии", стена треснула - и драконы унеслись в небо. Но другие два дракона, без глаз, остались на месте".
Известно имя одного из Драконов - Ryuэто Дракон, способный жить в воздухе, в воде и на земле. Ryu символизирует дождь и шторм
Тай-Лун (Ti-Lung)
Драконы Земли. Они властвуют над реками и водой на земле. В ярости они насылают шторма и бури.
Чанг-Лун (Change-Lung, Chien-Tang)
Великие Драконы, повелители рек. Это кроваво-красные змеи, чья грива достигает невероятных размеров. Они любят жемчуг и все, что живет в воде. Эти драконы решали, где протекать рекам, а также быстро или медленно будет их течение. К тому же именно они ограничивали воды рек берегами. Каждая река в Китае имела своего властелина из числа семи драконов, который правил ее течением из своего подводного дворца.
Лун-Ван (Lung-Vun)
Охраняют все морские существа и помогают Повелителям морей. Они похожи на морских черепах с головами драконов. Они нападают на всякого, кто зайдет в их владения без разрешения.
Пан-Лун (Pun-Lung)
Стражники потаенных мест, охраняли сокрытые в земных недрах драгоценные каменья и металлы. Они похожи на змей и так же, как змеи, сбрасывают кожу. Эти драконы не любят мяса и едят исключительно овощи и фрукты.
Тун-Ми-Лун (Tune-Me-Lung)
Драконы уничтожения, их связывают с разрушительными силами воздуха и воды. Они обитают на морском дне. Если дракон уничтожения выбрал себе жертву, то он не прекратит охоту на нее, и ничто не остановит его.

Китайская поэзия полна сюжетов с драконами:

За воротами Холода
Властвует грозный дракон;

Свечи - вместо зубов,
Пасть откроет - и светится он.

Ни луны и ни солнца
Туда не доходят лучи,

Только северный ветер
Свистит, свирепея в ночи.


       Ворота Холода. Согласно древней легенде, за воротами Холода начиналась Страна Вечной Стужи и Мрака, где жил священный дракон. Во рту у дракона вместо зубов были свечи, и когда он открывал пасть, все вокруг озарялось огнем.

 
*****

Спускается вечер,
а флейты так нежно звучат,

Что вторит им даже
волшебный дракон под водой.

*****

Там, где волны бушуют,
Непрочные лодки губя,

Верю я, что драконы
Не смогут осилить тебя.

*****

Тогда раздвигаются облака -
И вот пред тобой возник

За блеском драконовой чешуи
Сияющий царский лик.

 

 

Вьетнамские драконы

Дракон является наиболее широко используемым и многозначительным символом в истории вьетнамского искусства.

Его истоки берут свое начало с доисторических времен, о котором говорится, что вьетнамцы - потомки драконов и фей. С древнейших времен цивилизации Донг до современных времен династии Нгуен изображения драконов встречаются в многочисленных скульптурах и живописи, в архитектуре королевского дворца и религиозных зданий.

Символ дракона не изменялся на протяжении веков, но, тем не менее, этот мотив развивался через многие формы, и каждая форма отражала культуру эры и убеждения населения и общества в то время.

Период Dong Son (400 гг. до н.э. до 200 гг. н.э.)
"Джао Лонг" дракон, версия рептилеподобного дракона, чье изображение часто встречается выгравированным на оружии и на бронзовой урне Дао-Шин-Ен-Бай.
Период Dai La (8-10-е столетия)
Вьетнам находился под Китайской колонизацией с 1 по 10-е столетие, и это оказало глубокое влияние на вьетнамское искусство. В результате Дракон Дай Ла имел сильное сходство со своим китайским собратом, и его изображения встречаются в декоративном искусстве в Co Loa.
Династия Ly (10-11-е столетие).
Правлением Династии Ly отмечена первая эра независимости Вьетнама от Китайской колонизации. Во время господства этой династии вьетнамское искусство достигло пика своего расцвета.
Дракон Ly's имел отчетливые признаки водной змеи, он являл собой символическое представление Бога Дождя и Реки времени. Исключительные особенности дракона Ly's, которые отличают его от Китайского собрата: тонкое и длинное, рябившее тело змеи, небольшая голова с длинными бакенбардами и гривой, и тонкие ноги с небольшими когтями. К примеру, дракон Ly's найден вырезанным на камне в башне Chuong Son (провинция Nam Ha).
Династия Tran (13-14-е столетия)
Дракон Династии Ly передал многие признаки символу Дракону Династии Tran, такие как, например, длинное и небольшое тело и голова. Изображение дракона вырезано на внешней стороне двери храма Pho Minh (Nam Dinh). Это свидетельствует о том, что искусство Династии Ly оставалось все еще очень влиятельным в течение нескольких веков.
Династия Later Le (16-17-е столетия)
Китайское культурное влияние значительно усилилось тогда, когда последующие короли Le приняли Конфунцианство, Буддизм и Даосизм в качестве национальных религий. Дракон Later Le стал считаться символом императора и его авторитарной мощи, как и в китайской культуре. Изображение дракона широко использовалось как декоративный элемент во многих королевских могилах и религиозных храмах. Дракон Династии Later Le имел то же появление и перенял многие признаки Китайского дракона, такие, как, например, угрожающий взгляд, большое тело и голова, крупная прочная чешуя, большие и мускулистые ноги с длинными и острыми когтями, густая грива вдоль тела, от головы до хвоста.
 
Династия Nguyen (18-20-е столетие).
Символ дракона во время правления династии Nguyen - это один из Ту-Лунг ("Tu Linh"), один из четырех главных мистических существ Китая: дракона, льва, черепахи и феникса. Эти мистические существа встречаются на многочисленных картинах, скульптурах и объектах искусства, а также в архитектуре - в дизайне королевских дворцов и могил в Hue.

 

Индийские Драконы

Вся Индия кишит драконами огромного размера;они обитают в горах, на болотах, и нет ни одной горы, в которой бы не жил дракон.

Витра (Вритра) - змея-дракон из Ведической мифологии. Витра поглотил космические воды и вызвал страшную засуху на земле. Все, даже боги, в страхе убегали, заслышав шипение дракона, заградившего речные русла и свернувшегося в девяноста девять колец. И только Индра (наиболее значимый персонаж в ведической мифологии, Бог-воин), с помощью ваджры - оружия, выкованного божественным мастером Тваштаром (в других источниках - молнией), поразил чудовище... (В.Пименов, Возвращение к дхарме).

Витра олицетворяет зиму, а убийство зимы означает освобождение замороженной воды. С именем Индра связаны имена еще двух божеств - Agni и Soma - боги огня. Soma дал Индре божественный напиток soma, дающий неуязвимость и бессмертие, и сделавший Индру божеством и давший ему необходимую силу, чтобы победить Дракона.

Апалала - водный дракон из Буддистских легенд. Он живет в источнике реки Сват, согласно легенде, превратился в Будду.

Начиная от Шеша, тысячеглавого Змия, на котором покоится Вишну, и до Пифона, оракула Дракона-змия, все они указывают на тайный смысл мифа. В Индии мы находим этот факт упомянутым в самых ранних Пуранах. Дети Сураса суть мощные Драконы. В Вайю Пуране Драконы - Сураса из Вишну-Пураны заменены Данавами, потомками Дану от Мудреца Кашияпы, а так как эти Данава были великанами или титанами, сражавшимися против Богов, то они явлены, таким образом, как тождественные Драконам и Змиям Мудрости.

В Зодиаке индусов Дракон изображается на Древе, у подножья которого Дева, Канья-Дурга, одна из самых древних Богинь, восседает на Льве, влекущем солнечную колесницу (Е.Блаватская, Тайная доктрина).

Шеша [Змей]... по преданию, передал свое астрономическое знание Гарге, древнейшему астроному Индии, сумевшему умилостивить его и потому познавшему все, что касается Планет, так же, как и способы чтения предзнаменований (там же).

в Вендидаде... укусы [Змея] превратили прекрасную вечную весну Айрьяна Ваэджо в зиму, порождающую болезни и смерть... (там же).

Болотные драконы.
Подобно пещерам, топи были самым что ни на есть подходящим для драконов обиталищем. Англичане называли болотных змеев "накерами", а их бездонные, как говорили, логова "накеровыми норами". Это были как бы болотца в болотах, небольшие по размерам, но чрезвычайно глубокие, причем летом вода в них всегда оставалась холодной, а зимой никогда не замерзала, и к тому же от нее поднимался какой-то жутковатый пар. Сами драконы - тридцать футов длиной и не имеют рогов на голове, в этом они похожи на самок драконов. Их спины, тем не менее, очень черные, а сами драконы меньших размеров, чем драконы других видов. Эти болотные создания вдоль предгорий и горных пиков направляются в равнины, чтобы найти себе добычу. Они летят быстрее ветра, и никто не может ускользнуть от них.
Равнинные драконы
Имеют в молодости небольшой рог. Рог растет вместе с драконом и, когда приходит время, рог краснеет, а на спине дракона вырастает хребет. Этот вид драконов также имеет бороды, длинную изящную шею, серебряные усы, а человек, взглянув в глаза дракону, превращается в горячий камень. Говорят, что драконий глаз имеет жуткую мощь для использования его для различных тайных целей. Падение дракона на равнину является удачей для охотника, если он окажется достаточно умным, чтобы захватить зверя. Наградой охотнику будут глаза, чешуя и зубы дракона. Равнинные драконы очень похожи на больших ящериц, но они более легкие и подвижные, и у них есть зубы - острые и неразрушимые, похожие на зубы самых больших рыб.
Горные драконы.
Изобилующие отвесными скалами или пещерами горы были излюбленным обиталищем крылатых драконов. Углядев добычу с высокой кручи своими зоркими глазами, звери эти, подобно хищным птицам, таким как соколы, например, камнем падали вниз, а ухватив жертву, несли ее в свое логово, чтобы там без помех поужинать. Самым опасным из горных драконов был Тацльвурм, поедавший отбившихся от стада коров и заблудившихся детей в Швейцарских и Австрийских Альпах.
Горные драконы имеют усы золотого цвета, большие, чем у драконов равнин, и у них есть золотые густые бороды. Брови сильно выдаются над глубоко посажеными глазами, которые открывают страшный и безжалостный взгляд. Рога, горячие и красные, сверкают огнем, более ярким, чем факел.
Охотники ценят золотую чешую более, поэтому они ловят драконов следующим способом: они вышивают золотые руны на алом плаще и кладут его перед норой дракона. Руны навевают сон. Эти руны заставляют дракона, вытянув шею, выглянуть из его норы, и тут он засыпает над рунами. Охотник убивает спящего Дракона. Затем отрезает Дракону голову и забирает его драгоценные камни. И говорят, что на головах горных драконов - волшебные камни, и, вправленные в кольцо, они дают владельцу великую власть над странами. Но чаще всего индиец, несмотря на его топор и его хитрость, бывает пойман драконом, который несет его в его нору, чтобы съесть.
И практически невозможно установить точно, сколько эти создания живут.

 

Западные драконы

Вообще, большинство людей при упоминании слова "дракон"обычно вспоминают именно о западных драконах.

Европейские драконы чаще всего представляются злобными, жаждущими убийства и крови тварями. О горах золота и драгоценных камней, спрятанных в их пещерах, ходят легенды. Получить сокровища дракона можно лишь убив их хозяина.

Западные драконы опасны и жестоки и, так же как и восточные, нередко обладают магической силой. Говорят, что при встрече с драконом ни в коем случае нельзя смотреть ему в глаза, иначе он обретет власть над вами и подчинит вас.

Огромная, громоздкая змея с когтистыми лапами и крыльями - вот, пожалуй, самое привычное описание дракона. Он бывает черный, но самое главное, что он также ослепительно блестящ, и еще ему свойственно изрыгать пламя и дым. Вышеприведенное описание относится, конечно, к его нынешнему образу. Греки, похоже, называли драконом всякое крупное пресмыкающееся.

Плиний сообщает, что летом дракон охотно пьет слоновью кровь, потому что она холодная. Он внезапно нападает на слона и, обвившись вокруг него, вонзает в него клыки. Обескровленный слон падает на землю и умирает, также умирает и дракон, придавленный тяжестью своей жертвы. Еще мы читаем у Плиния, что эфиопские драконы в поисках лучших пастбищ регулярно переплывают Красное море, направляясь в Аравию. Для этого четыре-пять драконов, переплетясь, образуют некое подобие плота, причем головы их торчат над водой.

Рыцарь, побеждающий дракона. 15 век.

Одним из классических подвигов героев - Геркулеса, Сигурда, Св.Михаила, Св.Георгия - была победа над драконом и его убиение. Убийство дракона считалось для рыцаря обязательным подвигом, поэтому в средние века почти все драконы были уничтожены. Викинги имели фигуры драконьих голов на кормах своих кораблей.

Упоминания о драконах встречаются во многих средневековых греческих, египетских, римских, нормандских легендах.

В европейской мифологии драконов часто считают слугами Сатаны или даже его воплощением.

Сейчас Уэльский флаг все еще содержит изображение красного дракона на зеленом/белом фоне, а красный дракон является национальным символом этого графства.

Люди верили в реальность дракона. В середине шестнадцатого века дракон упоминается в "Historia Animaiium" Конрада Геснера, труде вполне научном. Время сильно подорвало престиж дракона. Лев для нас - это и реальность и символ, но минотавр - всего лишь символ, никак не реальность. Дракон, вероятно, самое известное, но также самое незадачливое из фантастических животных. Он кажется нам чем-то ребяческим и нередко портит истории, в которых появляется. Стоит, однако, вспомнить, что тут мы имеем дело с современным предрассудком, возникшим, вероятно, из-за избытка драконов в сказках. Св.Иоанн в "Откровении" дважды упоминает дракона: "Древний змий, называемый диаволом и сатаною...". Св.Августин в том же духе пишет, что дьявол - "это лев и дракон: лев - по своей ярости, дракон - по своему коварству". Юнг замечает, что в драконе сочетаются пресмыкающееся и птица - стихии земли и воздуха.

 

Некоторые Египетские Драконы

Упоминание о Драконах можно встретить и в Древнем Египте.

В Египте и Халдее существовали многочисленные катакомбы, некоторые из них на очень большом протяжении. Наиболее известные среди них были подземные святилища в Фивах и Мемфисе. Первые начинались на западной стороне Нила, простирались по направлению к Ливанской пустыне и были известны как катакомбы или проходы Змиев (Е.Блаватская, Тайная доктрина).

Апоп.
Он же Апофис, Апеп, Апопис, Апепи, Аапеп - египетский дракон тьмы, а также гроз, молний, смерчей.
В египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Заклинания против Апопа постоянно встречаются в текстах солярных мифов, в которых он обычно выступает как собирательный образ всех врагов солнца. Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плаванье по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть всю воду обратно. В древнем мифе Ра в образе рыжего кота отрезает голову змею Апопу. В поздний период Апопа сближали с Сетом.
Амфиптер
Крылатый, но безногий змей амфиптер обитал в долине Нила и в Аравии, где охранял плодоносные деревья, нападая на всякого, кто пытался собирать их драгоценную смолу.
Тифон.
В Египетской легенде говорится, что дракон будет преследовать Изиз, тогда как она будет пытаться защищать своего сына. Похожая легенда есть в христианстве.
Шаи
Первоначальное божество доброй судьбы, удачи и богатства, покровитель и хранитель человека - изображался в виде змеи и человека. Позже его стали связывать с загробным миром.

 

Вавилонские драконы

Тиамат.
Тиамат - вавилонский дракон, олицетворяющий море. Она появляется в мифе о создании земли: Тиамат жила в первоначальном хаосе, что существовал перед созданием мира. Она слилась с Апсу (олицетворение свежей воды), и первое поколение богов родилось. Один из этих богов, Энкий, был убит Апсу. Тиамат хотела отомстить Апсу за уничтожение бога. Она собрала армию чудовищ: Мать Хубур, реку подземного мира, гигантских змей с ядовитой кровью, одела плащ драконов, сияющий божественным светом и наводящий ужас. Она сплотила рогатую змею, демона, бешеную собаку, человекоскорпиона, umu-демонов, человекорыбу, человекобыка и одиннадцать драконов, и возглавила их. Она взяла Книгу Судеб. Старшие боги так ужаснулись, когда они увидели Тиамат и ее армию, что они приняли предложение младшего бога Мардука, Мардук был огромного роста, с двумя головами и горячим дыханием. Он предложил убить Тиамат при условии, что Боги признают его превосходство. Мардук убил Тиамат в борьбе и использовал ее тело, чтобы создать вселенную. Он использовал кровь Кингу, предводителя армии Тиамат и ее консорта, чтобы сотворить человечество.
В самых ранних Космогониях Мира не встречается ни Творения тьмы, ни Дракона Зла, побежденного Солнечным Богом. Даже у аккадийцев Великая Глубь - водная Бездна или Пространство - было месторождением и обителью Эа, Мудрости, непознаваемого беспредельного Божества. Но у семитов и позднейших халдеев бездонная глубь Мудрости становится грубой Материей, греховной субстанцией, и Эа превращается в Тиамат, Дракона, сраженного Меродахом (Мардуком), или в Сатану в астральных волнах (Е.Блаватская, Тайная доктрина).
Зверь Апокалипсиса.
Библейское происхождение. Наиболее вероятно - Средний Восток. Этот дракон упоминался в Книге Апокалипсиса в Библии. У него два горящих глаза, говорит подобно грому и несет мистическое число дьявола.
Левиафан “Извивающийся зверь”.
Библия. Еврейское имя мифического морского чудовища, образ которого перешел из Вавилона и Ханаана как персонификация всех сил зла; также дракон беспорядка, который выступил против Бога. У него было множество голов; он был уничтожен Богом в доисторические времена.

В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. (Исаия, гл. 27, ст.1)

Великий змей (Шумерская легенда)
Вождем клана (шумерского бога) Энлиля был бог Нинурта, первенец Энлиля, который руководил сражением... При поддержке своего брата Ишкура и племянницы Инанны, он атаковал силы неприятеля, возглавлявшиеся Великим Змеем. В летописях описывается эта война, которая, вероятно, вышла далеко за пределы первоначальных целей и привела к истреблению целых армий людей... (А.Элфорд, Боги нового тысячелетия).

Во времена шумеров богом - победителем дракона был Энлиль; затем, во времена гегемонии аккадцев, эта роль перешла к Мардуку; в эпоху гегемонии ассирийцев высшим божеством стал Ашур, и тогда имя Мардука на табличках было стерто, а место его в официальной летописи геройских свершений занял Ашур. На палестинской почве с чудовищным змеем Иллуянки дрался бог грозы, и, как полагают, Яхве является прямым наследником этих героев, вступившим в битву с чудовищным Левиафаном (В.Синельченко, М.Борисов, В мире мифов и легенд).

(Интересно, что довольно конкретный способ - хорошенько напоить дракона вином и уж тогда, доведя его до беспомощного состояния, убить - прослеживается от мифологии хеттов до берегов Японских островов...)

 

Европейские драконы

Бэл и Дракон
В некоторых изданиях Библии, “Бэл и Дракон” - это название главы 14 ДАНИЭЛИ. Исключенная из Еврейской Библии, глава появляется в Протестантских Апокрифах. Бэл был огромным идолом, которому жертвовали в огромных количествах пищу и воду. Когда Даниэль был обманут, Персидский король Cyrus уничтожил идола. Даниэль отравил дракона, которому поклонялись как богу, и за это брошен ко львам, но он чудом остался живым в течение шести дней. Эти популярные рассказы были, вероятно, написаны около 130 г.
Кекропус.
Греческая мифология. Мифический основатель Афин; первый король Аттики; получеловек-полудракон. Считается изобретателем письменности и основателем обычаев брака и похорон.
Драко.
Греческая мифология. Созвездие на севере, содержащее звезду северного полюса эклиптики. Легенда говорит, что это созвездие было названо в честь Афинского государственного деятеля Draco или Dracon.
Лернейская Гидра.
Греческая мифология. Гигантское чудовище, имеющее сходство с драконом многочисленными головами(обычно девять, но упоминается и другое число голов), центральная голова обладает бессмертием. Говорят, что это призрак на болоте Лерна около Арго. Уничтожение гигантской 8-головой гидры было одним из 12 подвигов Геракла (Геркулеса). Вместо одной отрубленной головы у гидры вырастает две. Лишь додумавшись прижигать обрубки голов факелом, Геракл смог победить гидру. Также в греческой мифологии Ясон убил гидру, для того чтобы взять Золотое Руно.
Сад Гесперид
В греческой мифологии Геспериды были дочерями Атласа(их число указывается от трех до семи), которые охраняли дерево с золотыми яблоками вечной молодости. Гера, которая получила дерево как свадебный подарок, попросила Гесперид охранять это дерево. Дерево позже было перенесено в красивый сад (названный Гесперидами) на западном краю мира, где его охранял дракон Лэдон. В один из своих двенадцати подвигов Геракл убил Лэдона, для того чтобы взять золотые яблоки.
Золотое руно
В некоторых вариантах легенды говорится, что руно охранял дракон Колчис.
Тифон.
Стоглавое огнедышащее чудовище, которое победил Зевс.
Легенда о Беовульфе
“Беовульф” (650-750), наиболее знаменитый образец Старой Английской литературы, анонимная эпопея. Дракон стоит на страже сокровища три сотни лет. Сбежавший раб прячется в его пещере и крадет кубок. Пробудившись, дракон замечает кражу и решает убить вора, но время от времени возвращается в пещеру - проверить, не поставил ли он сам кубок не на то место. (Удивительно, что поэт приписывает чудовищу чисто человеческую неуверенность.) Затем дракон начинает разорять королевство. Герой Беовульф спасает датчан от чудовища по имени Grendel и 50 последующих лет оберегает людей от огненного дракона.
Фафнир.
Нормандская мифология. Дракон-хранитель сокровища, позже известного как сокровище Нибелунга. Его убил Сигурд Вольсунг.
Йормундгад (Митгард)
Нормандская Легенда. Мировая змея, покоящаяся на дне моря, что окружает целый мир. Она должна восстать против богов в Ragnarok, помогая Fenris Wolf и Surt и другим противникам богов, чтобы уничтожить как Асгард, так и Мидгард.
Нидхегг.
Древнескандинавская мифология. Дракон Нидхегг жил под корнями ясеня Иггдрасиль. Он грыз не только корни, но и трупы грешников.
Скандинавия
В книге 1572 года указывается, что к северу от Лапландии обитал дракон. Край там был, однако, такой скудный, что зверю пришлось питаться мечтами.
Татзльвум.
Германская мифология. Крылатое, огнедышащее чудовище .
Черный червь (Black Worm).
Тевтонский миф рассказывает, что Черный червь имел много золота, и чтобы защитить его, улегся кольцом вокруг него. Но червь не был достаточно длинным, чтобы полностью замкнуть круг вокруг золота, и пока червь спал, один человек заметил это, и пробрался к сокровищу и набил золотом все свои карманы. Но был он слишком жаден, чтобы довольствоваться тем, что уже взял, и позвал свою жену, чтобы унести еще больше золота. Этот крик разбудил дракона, и он, проснувшись, зарычал. Люди в панике побросали золото и убежали. Черный червь, вместе со своим золотом, погрузился в землю, чтоб никто его больше не увидел.
Германия, Драхенфельс
До того как в XI веке была построена крепость, на горе этой жил дракон, питавшийся исключительно молодыми женщинами.
Германия, Бонн
В коллекции итальянского натуралиста Улисса Альдрованти имелся линдворм, убитый в окрестностях Бонна в 1572 году.
Швейцария
Кристофер Шорер, префект кантона Солотурн, писал, что в 1619 году неподалеку от Люцерна был замечен крылатый дракон "горной разновидности", а в 1654 году с драконом повстречался охотник, причем зверь тут же уполз, шелестя чешуей, в свое горное логово.
Финляндия
В финской эпической поэме Калевала дано происхождение Змия Зла: он родился из слюны Сюойятер, а Принцип Зла, Хизи, одарил его душой. В поэме описывается борьба между этими двумя - тварью Зла, Змием, или Колдуном, и Ахти-Драконом, или белым магом Лемминкейнен.
Англия, Лондон
30 ноября 1222 года в небе над городом видели драконов. Вскоре после этого начались невероятной силы грозы, приведшие к опустошительному наводнению. Некоторые считали, что бедствие это было вызвано именно драконами.
Англия, город Хенхэм в графстве Эссекс
В 1669 году на холме около города был замечен трехметровый амфиптер. Жуткий змей этот оставался в окрестностях Хенхэма в течение нескольких месяцев, но никаких бедствий никому не причинил.
Ирландия
По легендам, Тристан Лионесский в XI веке убил в Ирландии дракона. Комментатор Гиральд Камбренс, однако, заявил в 1188 году, что земля Ирландии совершенно свободна от драконов благодаря вмешательству Святого Патрика (жившего в V веке до н.э.).
Ирландия, город Cork.
Второй по величине город в Ирландии с населением 127024 чел. (1991), расположен в юго-западной части Ирландии в устье реки. Как гласит легенда, город был основан святым Файнбарром в конце VI-начале VII века в честь победы над последним драконом в Ирландии.
Виверн.
Великобритания. Крылатый, двуногий дракон с шипастым хвостом. Виверн часто изображается на геральдических щитах, знаменах и гербах как символ опекунства, а также его рассматривали как знак силы для тех, кто выбрал это изображение как свой символ.
Накер
Дракон, который жил в графстве Эссекс в Англии. Его домом была бездонная, как говорят, нора, которую назвали “Накеровой норой”. И все логова водных драконов в Англии стали с тех пор называть “Накеровыми норами”. Эта нора, по сути своей, таинственное место. Поток воды извергается из норы, но никто не видел, чтобы вода втекала в отверстие норы. Очевидно, поток воды поддерживался подземным течением. Накер создавал много проблем в области Лайминстера, унося животных и людей. В конечном счете, Нукер был убит, но этот случай описывают, по крайней мере, три разных легенды.
В одной версии Король Эссекса предлагал свою дочь замуж тому, кто убьет дракона. И, говорят, странствующий рыцарь убил дракона и женился на принцессе.
Вторая версия кончины Накера рассказывает, что Джим Палк, местный мальчишка, сын фермера, перехитрил дракона. Он приготовил для дракона отравленный пирог, который дракон съел, а затем издох. Но даже после смерти Накер сумел отомстить, потому что во время празднования победы над драконом мальчик пал мертвым. Вероятно, он не помыл руки после выпечки отравленного пирога.
Третья версия также рассказывает о местном жителе, перехитрившем дракона с помощью пирога. Этот человек назван Джим Патток, родом из Вика. В этой версии Мэр Арундель предлагал вознаграждение. Но в отличие от Джима Палка, Джим Патток не умирает. В Эссекском журнале в 1929 году был напечатан рассказ об этом случае, и даже приведен (возможный) диалог между Джимом и Драконом:
	'How do, Man?'
	'How do, Dragon,' says Jim.
	'What you got there?' says Dragon, sniffing.
	'Pudden,' says Jim.
	'Pudden?' says Dragon. 'What be that?'
	'Just you try,' says Jim.
Франция, Прованс
Весь XIII век в реке Рона обитал дракон по прозвищу Драк. В его честь был назван город Драгиньян, хотя в гораздо большей степени страдал от него Бокер. В Европе, есть и другие города, названные в честь этого дракона:Drakeford, Drakeshill, и т.п..
Южная Франция
Тараск - дракон, терроризировавший часть Южной Франции. Он вышел из моря и решил жить на реке Роне. Многие герои погибли, пытаясь победить дракона. Святая Марта вышла против Тараска только с банкой святой воды. Используя святое распятие и святую воду, Св. Марта подчинила себе Тараска и заставила его войти в город, где горожане его и убили. Позже была построена церковь Св. Марты и город переименовали в Тараскон. Родителями Тараска были Левиафан и гигантская змея Оначус. По некоторым сведениям Тараск был драконессой - Тараской.
Франция, остров Святой Маргариты
На этом расположенном у побережья Франции острове большую часть средних веков обитал крупный дракон, которого из-за его свирепости путали даже со знаменитым Тараском. Однако, в отличие от Тараска, у этого змея имелись крылья.
Интересно, что остров носит имя святой, история которой тоже связана с драконом. Св. Маргарита росла без матери, вдалеке от людей, и, приняв Христианство, посвятила себя Богу. Но на красивую набожную девственницу положил глаз управляющий провинции. Уговоры ни к чему не привели, и тогда, обозлившись, он бросил Марту в тюрьму. Там ее искушал сам дьявол, сначала в обличьи красивого юноши, а потом огромного дракона. Но Марта, призвав в помощь Бога, крестным знамением убила дракона, победив тем самым самого дьявола. Но это не спасло ее от смерти, потому что управляющему надоела несговорчивая девушка, и он велел ее обезглавить.
Русь, Киев
...В колеснице с драконами огненными полетел Кащей над землею. Он на птиц посмотрел - птицы смолкли в лесах, над травой пролетел - и засохла трава. На скотину взглянул - повалилась скотина, на деревья - засохли деревья...

В былинах XI века говорится, что дракон по прозвищу Змей Горыныч долгие годы опустошал окрестности города, пока его не убил витязь Добрыня Никитич, служивший при князе Владимире. В битве со Змеем Горынычем на реке Пучае Добрыня освобождает племянницу князя Запеву Путятичну (или его дочь Марфиду).

...все божества [славян] участвуют в борьбе главного бога Перуна со Змеем. Перун ведет борьбу или со Змеем, или со Змеиным царем... (Ю.В.Мизун, Ю.Г.Мизун, Тайны богов и религий).

...И вот виделось в Нави; там Огнебог влачась уходил от причудливого Змея. И затопляя землю, текла кровь из Змея, и он лизал ее. И тут пришел сильный муж, и рассек Змея надвое - и стало два (Змея), и рассек еще раз - и стало четыре. И этот муж возопил богам о помощи.

И те пришли на конях с неба и того Змея убили, потому что сила его не людская, не божеская, а - черная. И этот Змей - суть враги, приходящие с юга. Это боспорские воины, с которыми наши деды сражались. Они хВ Суроже свет будет над нами. И мы идем туда, где видим горящую землю... у Лукоморья всякий день обращаем взор к богам, которые есть - Свет. Его же мы называем Перун, Дажьбог, Яр и иными именами. И поем мы славу богам и живем милостью божьей, до тех пор, пока жизнь имеем. В Суроже были враги наши, которые змеями ползли и грозили нам болями, и смертью, и лишением живота. И всем им явился бог сильный, и бил их мечом - молнией, и они испустили дух.

И Сурья светит на нас и к нам, и все увидели сначала, как славу Сурьи застилает Дедова тень, приносящая зло, и как от той тьмы изошло злое племя демонов - дасу. И то злое племя на пращуров наших натекло, и напали они, и потому многие ушли и умерли. Хотят, чтобы земля наша отошла к грекам, но мы ее не отдадим, потому что она наша, и мы не упустим ее. А сотворенный тот Змей - есть погибель наша. (Б.Кресень. Велесова Книга)

Африканские драконы

Сказания об источниках, охраняемых змеями, также широко распространены в фольклоре Африки: в существование таких змеев верят и ваньяруанда, и готтентоты нама, и живущие в дельте Нигера ийо.

И подобно тому как в сказаниях о змеях - поглотителях воды солярный герой, убивая змею - радугу, возвращает похищенную ею воду, так в ряде сказаний о змеях - хранителях источников герой (безразлично, человек, бог или зверь) убивает такого змея и добывает хранимую им воду для своего племени.

Айдо Хведо
Радужная змея из Дагомейской мифологии (старинное название Бенина, теперь в составе совр. Нигерии). Во время сотворения вселенной Маву был принесен Айдо Хведо. Когда создание мира было завершено, оказалось, что мир слишком тяжел и может рухнуть. И тогда Маву попросил Айдо Хведо свернуться кольцом вокруг мира под морем, чтобы поддерживать мир. И она сделала так, и море вокруг стало горячим. Айдо Хведо ест железные столбы, которые под морем. И когда столбы кончатся, она съест свой собственный хвост, и море поглотит мир. Айдо Хведо живет в религии вуду в Суринаме и на Гаити под именем Айдо Ведо.
К востоку от Центральной Америки, на острове Гаити, сохранились легенды о змеях, восходящие ко времени начала творения. Туземные вудуистские племена верят в бога по имени Дамбалла Ведо, который изображается в виде змея. Дамбалла Ведо почитается как Великий Змей, Создатель Вселенной, Неба и Земли. Согласно любопытной легенде вуду о Потопе, Змей залил Землю водой, но затем появилась Радуга, и Змей взял Радугу себе в жены под именем Айида Ведо (А.Элфорд, Боги нового тысячелетия).


Аборигены Австралии бережно хранят легенды о змеях в своих мифах Сновидений, где рассказывается о сотворении мира. В центральных районах Австралии можно найти изображения Змеи-Радуги, которая проходила легендарным маршрутом от северного побережья и по пути создавала реки, горы и людей.

Байда
Западно-африканский дракон, который описан в большой эпопее Доуси. Умирающий король Динга послал за своим старшим сыном, чтобы сообщить ему секрет царствования. Но самый старший сын не захотел прийти, а явился лишь самый младший сын - Лэггарр. И отец сказал ему, чтоб он нашел девять банок воды, которые обладали чудесным свойством: если кто-либо омывался из этих банок, то становился королем. Затем ему надо было пойти в северную пустыню, найти там барабан Тэйбил и постучать в него.
Когда молодой Лэггарр сделал все, как велел ему отец, из песка поднялся город, окруженный драконом Байдой. Это был город Вагаду. И Лэггарр заключил сделку с драконом, чтобы получить возможность войти в город. Каждый год дракону должна быть пожертвована девушка, а дракон, пролетая над городом, должен извергать золото. И это продолжалось на протяжении трех поколений, пока жених одной обреченной девушки не убил Байду. Звали этого храброго юношу Мамади. Когда Байда выходил из своего озера, Мамади отрубил ему голову. Голова дракона осталась лежать на Золотом берегу, и вот почему до сих пор там часто находят золото.
Озерный дракон
Этот дракон жил в огромном озере в Африке, с городом на берегу. Каждый год город давал девственницу на съедение дракону, а взамен дракон позволял вытаскивать воду из озера в течение только одного дня. Эта вода должна быть сохранена в баках, чтобы ее можно было использовать весь год. Пришло время, и предложить дракону смогли только принцессу Фатуму. Принц по имени Хаммади пришел в город и услышал об участи, ожидающей принцессу. Пошел он на берег озера и освободил принцессу. А когда дракон вышел на берег, чтобы съесть принцессу, то Хаммади убил его. Позже Хаммади женился на принцессе.
Айза-Беа
Жил на горах в Африке. Этот дракон выпил всю воду с реки Нигер, что стало причиной сильнейшей засухи. Король Самба собрался на битву с Айза-Беа, взяв с собой только своего певца Тафа. Борьба продолжалась в течение восьми лет, король истратил 800 копьев. И убил дракона длинной саблей ударом в сердце, и освободил воды Нигера.
Африканская Гидра
Водное чудовище с семью головами. Люди обращаются к ней с просьбами, чтобы она не остановила течение реки.
Известна такая легенда о Гидре: Когда некая женщина была беременна, она попросила помощи Гидры в обмен на своего ребенка. Ей потребовалась помощь Гидры, потому что ее резервуар для воды стоял пустой и забитый грязью. Гидра согласилась с условиями сделки, очистила резервуар и заполнила его водой. Вскоре родился ребенок, девочка, назвали ее Джинди Сайринд. Когда она стала достаточно взрослой, мать стала отправлять ее на реку за водой. И однажды гидра пришла и забрала девушку. Джинди попросила Гидру, чтобы та отпустила ее домой попрощаться с родителями. Гидра отпустила ее на один день с условием, что если она не вернется, то Гидра придет за ней в поселение. Джинди бросилась в родительский дом, но там никто не захотел ей помочь из страха перед Гидрой. И тогда девушка бросилась в дом своего возлюбленного. Храбрый юноша взял саблю и убил чудовище, отрубив все семь голов.
Drakensberg
Буквально - “Гора Дракона”, крупная горная система на юге Африки.

 

 

Материалы взяты отсюда

Hosted by uCoz